Сегодня в городе Рава-Русская 24.04.2024

Ловец дьявола, отшельник и Король декаданса -- Николай Калмаков

Живописец, скульптор, художник театра, книжный график КАЛМАКОВ Николай Константинович1873 (Италия) - 1955 (Франция)Родился  на итальянской Ривьере , в семье русского генерала и итальянки, оперной певицы. В отличии от большинства русских аристократов, его окрестили в католичестве. Детство провел в доме родителей. Особое влияние на мальчика оказала его гувернантка-немка, поклонница немецких сказок.  Калмаков позже вспоминал : " Она заставила жить меня в воображаемом мире сказок братьев Гримм и фантазий Хоффмана. Я слушал эти рассказы с восхищением. В возрасте  девяти лет я часто убегал в самую дальнюю комнату нашего дома, где тщательно прятался. Один, в темноте, я сидел и призывал появиться черта". В последствии любовь к страшному, дьявольскому, странно-патологичному станет доминирующей темой живописи художника. Его жизнь и творчество невозможно описать в рамках одной заметки. А делать много...не уверена.Очень рекомендую цикл заметок Парашутов -ЖЗЛ (ОТШЕЛЬНИК И КОРОЛЬ ДЕКАДАНСА НИКОЛАЙ КАЛМАКОВ: СУМАСШЕДШИЙ ИЛИ ГЕНИЙ? очень много интереснейшей информации и тогда будет понятнее ряд его картинНАРЦИСС. 1922 г «Может быть, невольно возникает представление о нем, как о человеке в высшей степени ненормальном… - пишет далее в воспоминаниях А. Мгебров. - Ничего подобного. Калмаков в жизни был корректнейшим человеком, всегда неизменно выдержанным, спокойным и элегантным. Он был небольшого роста; выпуклый и довольно значительный лоб обрамляли слегка вьющиеся и вместе редкие волосы; очень спокойные черты лица, маленькие усики и эспаньолка, – в одно и то же время делали его лицо похожим в миниатюре на Петра I и переносили воображением в эпоху испанских художников возрождения или ренессанса. Oriental dancer (Восточная танцовщица). 1915 г.Angel of the Abyss. 1916 г. Артемида и спящий Эндимион1917 г Леда и лебедь 1917Женщина, Буда и монстр (акварель) 1921 г.Медуза 1924гДевы и олень 1925 г.Духи домашнего очага 1927 г.Кот в сапогах 1926 г.Astarte. 1926 г.Amphitrite. 1927 г.Виноград 1943гСвоей откровенной трактовкой тем секса и смерти, особенно в театральных эскизах и книжной графике, этот петербургский денди, "ангел бездны", порождал многочисленные, порой интригующие, легенды и слухи. Царь инков. Из серии картин для часовни Фортина. 1927.Chapelle Fortin. Pharaoh (Часовня Фортин. Фараон). 1927Self-Portrait as Терновый венец (1922)Автопортрет в образе Людовика IVSelf Portrait as John the Baptist.1921г.Театральные декорацииКостюм для Палача в Саломее, театр Веры Комиссаржевской). 1908 гСаломея (эскиз костюма). 1908 г.Эскиз театральной декорации 1910г.Бескомпромиссный и непокорный Калмаков покинул Россию через несколько месяцев после Октябрьской революции, чтобы обосноваться во Франции. Он разделил горькую судьбу многих эмигрантов, заброшенных в чужую страну, которая предоставила им убежище, но не приласкала и не помогла в приобретении славы. Не случись в России революции, не случись Гражданской войны и эмиграции, Николай Калмаков вполне мог бы стать русским Сальвадором Дали или кем то еще в этом роде. Но к середине ХХ века он был почти забыт.Возвращению Калмакова мы обязаны случаю: Жорж Мартен и Бертран Колен дю Бюкаж приобрели в 1962 году несколько десятков картин по номинальной стоимости на блошином рынке Сет-Уан. Полотна эти шокировали, пугали и поражали воображение. Каково же было смотреть на них современникам! Из воспоминаний современников Калмакова: "Лейтмотивом его произведения зачастую был эротизм совершенно чудовищных размеров, такой эротизм, какой мог быть только у самого дьявола, если представить, что и над дьяволом есть нечто еще более страшное и величественное, чем сам он сам...Может быть, это первобытный хаос,может быть - хаос над хаосом". Картины эти словно дверь, ведущая в изнанку Серебряного века.  Но без глубоко понимания духовной ситуации той эпохи живопись Николая Калмакова останется дразнящей тайной. Комментировать

По материалам: http://blog.i.ua/community/1952/1678577/

Смотрите также